Вращение неуравновешенных масс ротора вызывают действие знакопеременных сил и моментов сил, которые, в свою очередь, вызывают вибрацию и оказывают разрушительное воздействие на подшипники, уплотнения, узлы и машину в целом.
Балансировка собранных механизмов, вращающихся на собственных креплениях (подшипниках), выполняется с целью выявления и устранения возможных проблем в рабочем режиме.
Балансировка состоит из определения значений и углов дисбалансов ротора и уменьшения их корректировкой массы ротора. Действие дисбалансов на ротор можно снижать или устранять путем добавления, уменьшения или перемещения одной корректирующей массы (или более), создающей дисбаланс такого же значения, что и у неуравновешенного ротора, но с углом дисбаланса 180° относительно дисбаланса ротора.
Для уменьшения дисбалансов ротора используются так называемые корректирующие массы, которые могут удаляться из тела ротора, добавляться к нему, а также перемещаться по ротору. Корректирующую массу удаляют по показаниям балансировочного оборудования различными технологическими методами.
Количество плоскостей балансировки определяется с учетом конструктивных особенностей ротора балансируемой машины.
Балансировка в одной плоскости («статическая») обычно выполняется для узких дискообразных роторов, не имеющих существенных осевых биений. Типичными примерами роторов этого класса являются:
›узкие шлифовальные круги;
›шкивы ременных передач;
›дисковые маховики;
›зубчатые колеса;
›муфты;
›зажимные патроны токарных станков;
›узкие вентиляторы и т.п.
Балансировка в двух плоскостях («динамическая») выполняется для длинных (валообразных) двухопорных роторов. Типичными примерами роторов этого класса являются:
›роторы электродвигателей и генераторов;
›роторы компрессоров и насосов;
›рабочие колеса турбин и вентиляторов;
›широкие шлифовальные круги;
›шпиндели;
›валы мукомольных машин с бичами и т.п.
Как правило, балансировка машины выполняется непосредственно на месте ее установки.
Балансировку обычно проводят на рабочей скорости вращения ротора. При этом в случае, когда применяется привод с возможностью изменения скорости, целесообразно выбирать наивысшую рабочую скорость вращения.
Исключением являются случаи, когда скорость ротора попадает в один из диапазонов резонанса машины. Признаком этого является отличие (более чем на 10-20%) результатов измерений по амплитуде и/или фазе от пуска к пуску. В случае выявления резонанса необходимо изменить скорость вращения ротора, а если такая возможность отсутствует — изменить условия установки машины на фундаменте (например, временно установив ее на упругие опоры).